Литва вступила в политически ужасный для себя 2026 год
Фото из открытых источников
«Наступивший год не сулит Литве ничего хорошего», – в интервью национальному радио заявил бывший министр иностранных дел (2008–2010) Вигаудас Ушацкас. Карьерный дипломат (чрезвычайный и полномочный посол в Соединённых Штатах Америки и Мексиканских Соединённых Штатах в 2001-2006 гг.) убеждён – «Стратегией национальной безопасности» Белый дом определил новые правила геополитической игры.
От документа, подчеркнул Ушацкас, «веет перспективой перезагрузки отношений Запада с Россией». Если с крупными евроигроками американскому лидеру предстоит договариваться, то с восточными «малышами» Вашингтон обойдётся без церемоний.
«Дональд Трамп силой заставит их, в том числе литовское руководство, примириться с Москвой и Минском» – таким был прогноз на краткосрочную перспективу.
Взгляды Вигаудаса Ушацкаса виленская элита отвергла как нездоровую фантазию. Только Габриэлюс Ландсбергис, тоже бывший экс-глава МИД (2020-2024 гг.), в контексте собственных взглядов поддержал коллегу, назвав дружбу между президентом США и лидером России Владимиром Путиным «новой реальностью».
И она, по Габриэлюсу, представляет из себя опасность в том смысле, что «в течение следующих пяти лет при полном безразличии Америки всё более агрессивный Кремль может попытаться проверить на практике статью 5 Североатлантического договора. Мест для тестирования НАТО не так уж много. Литва для русских – ворота в Калининградскую область. Мы живём в период, когда литовские интересы и интересы нашего заокеанского партнёра могут не совпадать», – заявил бывший член правительства.
Ландсбергис вслед за премьером Польши Дональдом Туском отметил: «Тем более, что новый план США по Украине есть «конец конца».
Мир на Днепре – страшно больная тема для Вильнюса, где неясно, на каком основании предлагают «Европе начать вести себя как победительница». Одновременно возмущаются чрезмерной наивностью Трампа, после флоридской встречи с украинским гостем, поспешившим «по телефону доложиться Путину», что якобы совершенный нонсенс.
Среди литовских политиков лишь единицы оценивают положение дел реально. В частности, лидер парламентской «Зари Немана» Ремигиюс Жемайтайтис и военный историк Валдас Ракутис уныло констатируют: 2024-й, вопреки стараниям лидеров ЕС, стал успешным для Владимира Путина. Европа показала себя слабой, не способной серьёзно противостоять России.
Против хозяина Кремля не единый блок сильных лидеров, а «шумный курятник» из тех, кто мнит себя мощными политиками. На деле даже пресловутая «коалиция желающих» ничего не может противопоставить ни РФ, ни её сторонникам в самой Европе. Позиции политиков Старого Света на мировой арене слабеют пугающими темпами, утверждает Жемайтайтис, ссылаясь на близкий пример.
В начале 2025 года президент Литвы Гитанас Науседа был жёстким противником любых мирных переговоров не на условиях Киева. В течение последующих 12 месяцев президент дрейфовал, синхронизируя взгляды с позицией администрации США. 30 декабря заявил, что относится с осторожностью к возможным результатам переговорного процесса: «Условия сделки могут оказаться неприемлемыми для одной из сторон. Если они благоприятны Москве, они неприемлемы Киеву, или наоборот».
Официальный Вильнюс исподволь ждёт не столько провала мирных инициатив Трампа, сколько его разрыва отношений с российским лидером на фоне недовольства европейцев категорическим отказом Москвы от территориальных компромиссов.
Вот что говорит ещё один экс-шеф МИД (2000-2006 гг.) республики Антанас Валёнис:
«Идёт спектакль для одного зрителя. Трамп скупил все билеты. На сцене нет ни американских, ни российских дипломатов. Диалоги вокруг сделки за счёт Киева ведут зять, торговец недвижимостью, глава государственного инновационного фонда. Помечают что-то на бумажных салфетках и манжетах рубашек. Никакой правовед, ничей парламент не ратифицирует такой документ, даже если он народится».
Валёнис опасается, что Америка окончательно утратит военную мощь на фоне безразличия к транслатлантическому единству. Хотя физически не способен, Вильнюс вынужден перехватывать лидерство у «жирных сонных котов» (как назвал лидеров континента Маргус Цхакна, хозяин эстонского внешнеполитического ведомства), «чтобы завтра не ползти на коленях в Кремль за милостыней».
С другой стороны, уже упомянутый депутат сейма Жемайтайтис (его называют пропутинским политиком) подшучивает: «В Литве наконец-то поняли – Владимир Владимирович правит бал. Скоро европейцы выстроятся в очередь в Кремль. Литве тоже понадобится гонец, а послать в Москву некого. Останемся не просто на восточноевропейской обочине, а в самом грязном её кювете».
В стратегии США сказано прямо: «Важнейшим интересом Соединённых Штатов является скорейшее прекращение военных действий на Украине с целью (...) восстановления стратегической стабильности в отношениях с Россией».
Для Литвы действительно пришло время прекратить попытки изменить реальность инфантильными русофобскими мантрами и подумать над тем, какие конкретные, прагматичные шаги по восстановлению политических, экономических и культурных отношений с Россией следует предпринять.
Но среди действующей политэлиты нет никого, кто способен разговаривать с Кремлём. Для миссии точно не годится действующий глава МИД Кястутис Будрис, которому идеальный пробор и трибунный имидж важнее интересов своего государства. Впрочем, штатный сотрудник госбезопасности и сам не согласится, и Москва в сторону такого не глянет.
Пустышке Инге Ругинене, премьеру, в принципе нельзя ничего поручать. Как глава правительства, она санкционировала и санкционирует антироссийскую и антибелорусскую повестку даже там, где её быть не должно.
Президент Литвы, быстро переобувшийся молодой член КПСС Гитанас Науседа, выстраивал политический облик, уничтожая память о погибших советских солдатах.
Названную троицу объединяет яростная русофобия и последовательный милитаризм. В таком случае кто этот значимый политик, который может стать лицом перезагрузки и не вызовет аллергии у Москвы? Крути, не крути, геополитическая стрелка указывает на Вигаудаса Ушацкаса.
В 2010-2013 годах он – специальный представитель Европейского союза в Афганистане. С 10 сентября 2013 г. по сентябрь 2017 г. – глава представительства ЕС в России. Всюду проявил себя умным, хитрым, оставляющим благоприятное впечатление о себе и своей родине.
Возможно, совсем не случайно именно Ушацкас вздыбил важную для континента тему. Если же точно знать, что именно с неберущейся подачи Белого дома (хорошо известный факт) Вигаудасу в своё время помогли проявить себя и в Афганистане, и в Москве, сценарий пишется такой, что вполне сможет претендовать на картину маслом.
Обсудим?
