Бензин «про запас»: в России нашли способ избежать новых топливных кризисов
После топливного кризиса конца лета-начала осени 2025 года рынок решил не делать вид, что в следующий раз обойдется. Участники отрасли выдвинули идею создать в России интервенционный топливный фонд – запас бензина и дизеля на черный день.
Обсуждение прошло в Торгово-промышленной палате в рамках работы над дорожной картой биржевой торговли топливом.
Логика предложения простая. Часть топлива заранее накапливается на нефтебазах, расположенных рядом с ключевыми трассами и железнодорожными узлами. Когда на рынке избыток, излишки убираются в резерв. Когда где-то начинается нехватка или ценники на АЗС идут вверх – запас перебрасывают в проблемный регион.
Все это должно работать примерно так же, как зерновой интервенционный фонд, который в России существует с 2001 года.
Кризис 2025 года, по оценкам экспертов, вскрыл неприятную правду: узким местом оказалась логистика. На длинных маршрутах, прежде всего в сторону Дальнего Востока, она дала сбой – и этого хватило, чтобы на местах возник дефицит, а цены пошли вверх.
Топливный резерв в такой ситуации мог бы сыграть роль «подушки», сгладив удары сезонного спроса и транспортных проблем.
Создание фонда потребует серьезных вложений – нужны новые резервуарные парки, дополнительные нефтебазы, инфраструктура в регионах. Плюс остается риск, что при очередном сбое на железной дороге топливо просто физически не доедет туда, где оно срочно нужно.
Есть и еще один момент: крупные нефтяные компании не горят желанием брать на себя новые расходы, если взамен не будет налоговых послаблений или других бонусов.
При всем этом сторонники идеи настаивают: если ничего не менять, рынок и дальше будет жить от кризиса к кризису. Сегодня дефицит, завтра ажиотаж, послезавтра – скачок цен на заправках.
- Олег Мындарь
- gazprom-neft.ru
Обсудим?
