Главные новости » Наука и технологии » Nature: распространение домашних лошадей началось 4200 лет назад

Nature: распространение домашних лошадей началось 4200 лет назад

Все домашние лошади, живущие сегодня на планете, будь то чемпионы ипподрома, компаньоны пони-клуба или гиганты-тяжеловесы, берут свое начало в западнорусских степях третьего тысячелетия до нашей эры. Однако точная хронология приручения лошадей и широкое внедрение лошадиной силы в человеческое общество оставались предметом жарких дискуссий.

Новое исследование, опубликованное журналом Nature, сообщает, что распространение домашних лошадей началось к концу третьего тысячелетия до нашей эры, около 4200 лет назад. Эта дата знаменует собой начало новой эры в истории человечества, когда лошади значительно ускорили коммуникационные и торговые сети по всей Евразии, стимулируя беспрецедентные обмены и взаимодействия между различными культурами. Эту работу координировал Людовик Орландо, директор Центра антропобиологии и геномики Тулузы (CAGT, CNRS/Университет Поля Сабатье), и в ней приняли участие 133 исследователя из 113 учреждений по всему миру.

Исследовательская группа собрала обширную коллекцию археологических находок лошадей со всего Евразийского континента. Они объединили радиоуглеродное датирование с секвенированием древней ДНК, чтобы охарактеризовать комплексные временные ряды генома, обеспечивая детальное разрешение генетических трансформаций, совпадающих с возникновением конного спорта.

«Я начал заниматься лошадьми около десяти лет назад. В то время у нас было лишь несколько древних геномов. Благодаря этой новой работе у нас теперь их несколько сотен. Было особенно важно получить разрешение на Центральную Европу, Карпатский и Трансильванский бассейны, поскольку эта область была центральной в продолжающихся дебатах о верховой езде, вызвавшей массовые миграции из степей около 5000 лет назад, а, возможно, и раньше», — сказал первый автор исследования Пабло Либрадо из Института эволюционной биологии Барселоны (IBE), совместного центра CSIC и Университета Помпеу Фабра.

Исследовательская группа тщательно изучила данные по трем показателям коневодства. Во-первых, они проследили, когда прародители современных домашних лошадей начали распространяться за пределы родной родины одомашнивания. Затем они реконструировали демографию лошадей на протяжении третьего тысячелетия до нашей эры, чтобы точно датировать самые ранние признаки разведения и крупномасштабного производства лошадей. Наконец, они обнаружили доказательства значительных изменений в продолжительности репродуктивной жизни лошадей, что указывает на преднамеренное манипулирование воспроизводством животных со стороны ранних заводчиков.

Замечательное совпадение всех трех линий доказательств около 4200 лет назад убедительно свидетельствует о том, что домашние лошади производились в достаточно больших количествах, чтобы поддерживать растущий спрос на континенте только тогда, а не раньше. Таким образом, дата около 4200 лет назад знаменует собой истинное начало передвижения на лошадях в том виде, в каком мы его признаем. Лошадиная мобильность оставалась самым быстрым видом наземного транспорта до появления механических двигателей в 20 веке.

Тем не менее, исследования древней ДНК отразили более ранние изменения в генетическом ландшафте европейцев, произошедшие в первой половине третьего тысячелетия до нашей эры, после массовой экспансии людей, пришедших из степей и часто считавшихся носителями протоиндоевропейского языка. Поскольку генетическая карта лошадей начала меняться намного позже, исследовательская группа могла не считать верховую езду движущей силой успеха этих человеческих миграций, несмотря на то, что терминология, связанная с лошадьми, составляет общую основу для большинства индоевропейских языков.

«Один вопрос, который озадачивал меня в течение многих лет, касается масштабов производства: как можно было так внезапно вывести такое значительное количество лошадей на относительно небольшой территории одомашнивания, чтобы удовлетворить все более глобальный спрос на рубеже второго тысячелетия до нашей эры? Теперь у нас есть ответ. Заводчики настолько хорошо контролировали размножение животного, что почти вдвое сократили временной интервал между двумя поколениями. Проще говоря, они смогли ускорить процесс размножения, фактически удвоив производительность», — добавил Людовик Орландо.

Разработанная в этом исследовании методология измерения времени генерации является новой и использует весь потенциал временных рядов древнего генома. По мере развития геномов они накапливают мутации и рекомбинируют каждое поколение. Количество мутаций, которые они несут, и перекрестов ДНК, через которые они прошли, дают прямую меру множества поколений, ведущих к ним. В сочетании с радиоуглеродными датами количество поколений можно преобразовать в календарные годы. Исследовательская группа обнаружила, что за последние два столетия накопилось больше поколений, что совпало с появлением многих современных родословных в результате интенсивного селекционного разведения. Поразительно, но около 4200 лет назад было обнаружено, что часы поколений шли быстрее, как раз в то время, когда началось массовое производство и географическое распространение домашних лошадей.

«Наша методология измерения временных изменений времени генерации имеет большой потенциал. Он вооружает археозоологический инструментарий новым способом мониторинга развития контролируемого разведения различных домашних видов, помимо лошадей. Но это также может помочь выяснить интервал поколений у наших предков-охотников-собирателей и то, как эти интервалы развивались вместе с изменениями в образе жизни или значительными климатическими изменениями», — добавляет Пабло Либрадо, который разработал базовую статистическую основу.

На данный момент, говоря о лошадях, исследовательская группа также сообщила об исключительно коротких интервалах между поколениями внутри отдельной линии, отдельной от той, которая привела к современным домашним лошадям. Эта линия была раскопана в Ботае, месте в Центральной Азии, где сообщалось и обсуждались свидетельства доения лошадей, запряжки и загона. Открытие выявленного сокращенного времени генерации повышает ценность моделей, изображающих оседлые группы людей, приручающих лошадей в регионе, чтобы обеспечить постоянный доступ к таким ресурсам, как мясо и молоко, которые были жизненно важны для их существования. Однако ботайцы не совершали обширных миграций на дальние расстояния вместе со своими лошадьми, поскольку генетический состав их лошадей оставался локальным и не распространялся по Евразии.

«Наши данные подтверждают два приручения лошадей. Первый, произошедший около 5500 лет назад, был направлен на решение проблемы сокращения поголовья лошадей и обеспечение пропитания популяций, населяющих степи Центральной Азии. Домашняя лошадь, какой мы ее знаем, возникла около 4200 лет назад в результате второго приручения. Этот автомобиль действительно изменил историю человечества, впервые обеспечив быструю мобильность», - заключил Людовик Орландо.