Главные новости » Наука и технологии » Могилы кельтских принцев свидетельствуют о важной роли женщин в древней Германии

Вероятно, они были двумя крупнейшими людьми, когда-либо созданными их обществом. Когда они умерли около 510 г. до н.э., их рост составлял почти 2 метра, и их похоронили на расстоянии 10 километров друг от друга в двух красивых могилах, окруженных позолоченными рогами для питья, богатой тканью и украшениями из золота, янтаря и слоновой кости. Эти мужчины были выдающимися ранними кельтами, частью группы, которая процветала к северу от Альп между 700 и 400 годами до нашей эры. Но это не самое примечательное в них.

Генетические результаты их скелетов, а также более двух десятков других наборов останков в регионе позволяют предположить, что эта культура передала власть по женской линии. В отличие от большинства обществ, статус этих ранних кельтских людей, включая двух высоких принцев, определялся статусом их матерей, сообщают исследователи в журнале Nature Human Behavior .

Курганы этих двух мужчин, расположенные на окраине Штутгарта, Германия, и многие сотни других, известные как гальштатская культура, отражают общество, находившееся на пике своего развития, возможно, то, которое извлекло выгоду из овладения недавно разработанной технологией изготовления инструментов и изделий из железа. оружие. Жители Гальштата обладали богатством и связями, чтобы импортировать янтарь из Балтики, олово с Британских островов, а также золото и слоновую кость из Средиземноморья. Их поселения, обнесенные стеной, по размеру и сложности могли соперничать с современными городами Италии и Греции. Курганы их элиты имели диаметр до 100 метров и высоту более 6 метров, что являлось заметной особенностью ландшафта вокруг их поселений.

Но как эти ранние кельты выбирали своих лидеров, оставалось загадкой. Исследователи спорили о том, унаследовали ли мужчины и женщины, а иногда и дети, похороненные под могучими курганами, власть, заслужили ли ее своим лидерством в течение жизни или были признаны религиозными деятелями. «Мы могли обсуждать и спорить десятилетиями, но у нас не было возможности узнать наверняка», — говорит Дирк Краусс, археолог из Управления по охране исторических памятников Баден-Вюртемберга, который является соавтором нового исследования.

Новые доказательства получены из двух богатых могил, названных Эбердинген-Хохдорф и Асперг-Графенбюль. В каждом из них было центральное захоронение, окруженное более чем десятком более мелких. Мужчины в центре каждого имели крепкие кости, указывающие на крупное, мускулистое телосложение, и были похоронены с многочисленными прекрасными погребальными предметами.

Исследователи восстановили ядерную ДНК и обнаружили, что мужчины были родственниками второй степени, скорее всего, по материнской линии. Это могло означать, что они были дедушкой и внуком, дядей и племянником или даже двоюродными братьями. «Сама по себе генетика ничего нам не говорит», — говорит соавтор исследования Стефан Шиффельс, генетик из Института эволюционной антропологии Макса Планка.

Чтобы разгадать загадку, ученые обратились к деревянным стенам мужских останков и богато обустроенным погребальным камерам. Ранее археологи точно датировали захоронения по годичным кольцам в лесу и изучали кости, чтобы определить возраст смерти. Это дало команде контекст для генетических данных и показало, что мужчины родились с разницей примерно в 50 лет. Химические следы в костях также позволяют предположить, что оба мужчины выросли в одном и том же регионе.

Исследователи приходят к выводу, что сестра мужчины из Эбердинген-Хохдорфа, скорее всего, была матерью мужчины из Асперг-Графенбюля — такое положение известно как матрилинейное родство. На другом могильном кургане в регионе в центральной могиле похоронена женщина, а в том же кургане похоронен молодой человек со схожими маркерами митохондриальной ДНК, что также позволяет предположить связь по материнской линии. «Это действительно здорово», — говорит Шиффельс.

По словам Мецнер-Небельсика, находка соответствует письменным записям, оставленным другими культурами. В первом веке до нашей эры римский писатель Тит Ливий писал, что кельтский король передал мантию лидерства сыновьям своей сестры. «Возможно, статус и ранг распределяются по женской линии», — говорит Бросседер.

Авторы предполагают, что эта система могла отражать обеспокоенность по поводу происхождения ребенка, например, в ситуациях, когда отцы подозревают его в неверности. «Вы не можете быть уверены, что дети вашей жены — ваши, но вы всегда можете быть уверены, что дети вашей сестры — ваши родственники», — говорит Краусс.

Это натяжка, возражает Маартен Лармюсо, генетик из Левенского университета, изучающий внебрачные союзы. Он отмечает, что матрилинейная добродетель известна из нескольких этнографических и исторических примеров, таких как ирокезы Северной Америки, и часто не связана с опасениями по поводу женской верности. Возможно, это был просто другой способ мышления о происхождении.

Мецнер-Небельсик говорит, что очевидно, что элиту Гальштата связывало нечто большее, чем просто биологическое родство. Богатые центральные могилы были окружены посторонними людьми, в том числе женщинами, похороненными с чужими детьми. Элиты той эпохи, возможно, отправили своих детей на воспитание к соседям. По ее словам, когда они стали взрослыми, их, возможно, похоронили вместе со своей приемной семьей. «Эти отношения основаны не только на биологической семье, но и являются частью политических союзов».

Одно можно сказать наверняка: нам еще многому предстоит научиться. В массивных курганах – некоторые более 100 метров в поперечнике – находились еще десятки людей. Отбор проб со всего кургана, предполагает Бросседер, может быть более информативным, чем выборка со всего региона. «Тридцать один человек — это очень тщательно отобранная, небольшая и произвольная выборка», — говорит она. «Я воодушевлен тем, что генетика распутывает детали общества… но как археолог у меня есть список пожеланий относительно дополнительных данных».