Выброшенный из замка «благородный человек» опознан по 800-летней саге
В отрывке из норвежской «Саги о Сверрире» — 800-летней истории о короле Сверрире Сигурдссоне — описывается военный набег, произошедший в 1197 году нашей эры, во время которого в колодец замка Сверресборг, расположенного за пределами Тронхейма в центральной Норвегии, было выброшено тело, вероятно, в попытке отравить главный источник воды для местных жителей.
В новом исследовании, опубликованном в журнале iScience, описывается, как исследователи использовали древнюю ДНК для подтверждения событий саги и обнаружения подробностей о «хорошем человеке», объединяя историю и археологию с наукой и создавая прецедент для будущих исследований исторических личностей.
«Это первый случай, когда человека, описанного в этих исторических текстах, действительно нашли», — говорит профессор Майкл Д. Мартин из Университетского музея Норвежского университета науки и технологий в Тронхейме, Норвегия. «По всей Европе находится множество таких средневековых и древних останков, и их все чаще изучают с использованием геномных методов».
В 1938 году в колодце замка Сверресборг были найдены кости, но у исследователей в то время не было инструментов, чтобы сделать что-то помимо визуального анализа. Теперь радиоуглеродное датирование и передовые технологии секвенирования генов позволили исследователям создать более сложную картину того, кем был Колодезный человек.
Радиоуглеродное датирование подтвердило, что возраст тела составляет около 900 лет, а исследования, проведенные в 2014 и 2016 годах, подтвердили, что тело принадлежало мужчине, которому на момент смерти было от 30 до 40 лет.
«Текст не совсем точен — мы увидели, что реальность гораздо сложнее текста», — говорит археолог Анна Петерсен из Норвежского института исследований культурного наследия в Осло, Норвегия.
«Мы можем подтвердить то, что произошло на самом деле, более нейтрально», — говорит Мартин Рене Эллегаард из Норвежского университета науки и технологий.
В рамках своей работы над докторской степенью Эллегаард использовал образцы зуба, полученные из скелета Уэлл-мена, для секвенирования его генома. Используя эту информацию, команда смогла установить, что у него, скорее всего, были голубые глаза и светлые или светло-каштановые волосы, а его предки, вероятно, были родом из самого южного норвежского округа современного Вест-Агдера.
Исследователи смогли сделать выводы о происхождении человека из Велл-Мэна благодаря большому объему справочных данных из геномов современных норвежцев, предоставленных в сотрудничестве с профессором Агнаром Хельгасоном из deCODE Genetics в Исландии.
«Большая часть нашей работы зависит от наличия справочных данных», — говорит Эллегаард. «Поэтому чем больше древних геномов мы секвенируем и чем больше современных особей мы секвенируем, тем лучше будет анализ в будущем».
«Эти справочные данные представляют собой буквально тысячи геномов современных норвежцев и многие тысячи геномов других европейцев», — говорит Мартин.
Однако эта технология имеет свои ограничения, поскольку для взятия проб генома Уэлл-мена потребовалось удалить внешнюю поверхность его зуба (чтобы избежать заражения от тех, кто прикасался к нему в нестерильных условиях, например, во время раскопок) и измельчить зуб в порошок.
Это означает, что образец больше не может быть использован для дальнейших тестов, и исследователям не удалось получить данные о каких-либо патогенах, которые мог переносить Уэлл-мэн на момент смерти.
«Это был компромисс между удалением поверхностного загрязнения людей, которые прикасались к зубу, и последующим удалением некоторых возможных патогенов… есть много этических соображений», — говорит Эллегаард. «Нам нужно подумать о том, какие тесты мы проводим сейчас, потому что это ограничит то, что мы сможем сделать в будущем».
Исследователи говорят, что они хотели бы протестировать образцы других исторических личностей. «Считается, что важный норвежский святой Олаф похоронен где-то в соборе Тронхейма», — говорит Мартин, «поэтому я думаю, что если его останки в конечном итоге будут обнаружены, можно будет попытаться описать его физически и проследить его происхождение с помощью генетического секвенирования».
Говоря об этой новой методике смешения истории и науки, Петерсен заключает: «Это фантастический результат того, что метод Эллегаарда и Мартина может привнести в археологию в таком странном и редком контексте, как этот».
Обсудим?