Возле Великой пирамиды Гизы обнаружено скрытое 5000-летнее медное загрязнение
Теплым весенним днем 2019 года исследователи бурили землю под городскими улицами Каира. Чуть более чем в километре от них на горизонте мерцала Великая пирамида Гизы. Около 4600 лет назад, когда рабочие строили Великую пирамиду, современное место раскопок находилось на песчаном дне гавани Хуфу.
В этой древней гавани — старейшем известном порту в мире — исследователи заявили, что обнаружили первый крупный случай загрязнения металла человеком. Хотя некрополь Гизы славится своими пирамидами и сморщенными мумиями, новое исследование, опубликованное в Geology, предлагает беспрецедентные доказательства в значительной степени нераскрытого аспекта древнеегипетской цивилизации: устойчивой многовековой обработки металла.
Исследователи говорят, что открытие проливает свет на жизнь за пределами фараонской и княжеской элиты Древнего Египта. «Мы хотели бы знать больше о 95% людей, а не об элите», — сказал Ален Верон, геохимик из французского Университета Экс-Марсель. Его чувства перекликаются с мыслями Кристофа Моранжа, геоархеолога из того же учреждения, который подчеркивал важность осадочных отложений в реконструкции исторических повествований.
«Осадки так же важны, как и памятники», — сказал Морханж, подчеркнув часто упускаемое из виду значение земли под нашими ногами.
Исследователи использовали геохимические трассеры для изучения металлообрабатывающей деятельности вокруг древней гавани Хуфу. Расположенная вдоль ныне несуществующего рукава Нила около плато Гиза, гавань была важна для транспортировки материалов и была местом крупной индустрии по производству медных инструментов. Эти инструменты, некоторые из которых рабочие легировали мышьяком для дополнительной прочности, включали лезвия, долота и сверла для обработки таких материалов, как известняк, дерево и текстиль. Исследователи использовали индуктивно связанную плазму-масс-спектрометрию (ИСП-МС) для измерения уровней меди и мышьяка, а также алюминия, железа и титана, с шестью датами по углероду-14 для установления хронологических рамок.
Исследование проследило начало загрязнения металлами примерно до 3265 г. до н. э., раньше, чем предполагали исследователи. Загрязнение в этот додинастический период предполагает, что человеческое присутствие и металлообработка в Гизе начались более чем на 200 лет раньше, чем было задокументировано ранее.
Хотя исследователи обнаружили прямые доказательства додинастической цивилизации только в 13 могилах к северу от Гизы, Морханж считает, что геоархеологические записи дают больше подсказок. Он объяснил, что при таком большом внимании к пирамидам и другим гробницам предыдущие исследователи могли упустить из виду доказательства более раннего заселения этого места.
«Вы находите только то, что ищете», — сказал он.
Исследователи обнаружили, что пик загрязнения металлами пришелся на период строительства поздних пирамид около 2500 г. до н. э. и сохранялся примерно до 1000 г. до н. э. «Мы обнаружили самое древнее региональное загрязнение металлами, когда-либо зарегистрированное в мире», — сказал Верон. Уровни меди в этот период были «в 5–6 раз выше естественного фона», — продолжил он, что указывает на значительную местную промышленную активность.
Эндрю Шортленд, археолог из Университета Крэнфилда в Соединенном Королевстве, который не принимал участия в исследовании, выразил обеспокоенность по поводу предложенной временной шкалы. «Я не думаю, что шести дат достаточно», — сказал он, имея в виду количество использованных дат по углероду-14.
Тем не менее, Шортленд признал более общие выводы исследования о загрязнении Гизы металлами, вызванном деятельностью человека.
Исследование дало дальнейшее представление о том, как древние египтяне адаптировались к экологическим проблемам. По мере того, как река Нил отступала, а гавань Хуфу уменьшалась, металлообработка продолжалась. Когда уровень Нила достиг самого низкого уровня около 2200 г. до н. э. — в период, омраченный гражданскими беспорядками и мрачными слухами о каннибализме — загрязнение металлами оставалось высоким, что свидетельствует об устойчивой инфраструктуре и рабочей силе.
Верон объяснил, что отступающий Нил изначально предоставлял возможности для местных общин. Предыдущие палинологические исследования — изучение пыльцевых зерен — показали, что сельскохозяйственная деятельность резко возросла, когда ослабевающий Нил обнажил плодородные поймы. Даже когда строительство пирамид в Гизе прекратилось, металлообработка, вероятно, сохранялась, чтобы поддерживать бурно развивающуюся скотоводческую деятельность.
Доминик Вайс, геохимик из Имперского колледжа Лондона, нашел исследование «чрезвычайно хорошо выполненным и тщательно проведенным». Отметив привлекательность таких популярных мест, как некрополь Гизы, он приветствовал новую связь между геохимией и историей и возможность пролить свет на повседневную жизнь древних египтян.
«Химический отпечаток человеческой деятельности остается, и его невозможно стереть», — сказал Верон.
Обсудим?